Полный конец "Секрета" (статья, 1998 год)

Пресса - Пресса

"Полный конец "Секрета" (1998 год)

      Все когда-нибудь кончается. Десять лет назад заявление, которое на прошлой неделе сделал гитарист группы "Секрет" Андрей Заблудовский, наверняка привело бы к многочисленным попыткам самоубийств, рекам и озерам слез, тысячам воздетых к небу рук и толпам безутешных поклонников и поклонниц. Сегодня же, когда человеческие умы больше занимает мысль о том, как выжить, судьба некогда любимого "Секрета"волнует лишь немногих. Хотя те, кто помнит историю этого замечательного коллектива,согласятся - шуму "Секрет" в свое время наделал много.

      История эта началась в начале 80-х, когда в Ленинградском театральном институте силами студенческого театра был поставлен спектакль "Ах, эти звезды!". Спектакль представлял собой серию остроумных пародий и блестящих стилизаций, выстроенных в виде воображаемого гала-концерта звезд мировой и советской эстрады - от Эллы Фицджеральд и Эдит Пиаф до Аллы Пугачевой и Эдиты Пьехи и от Леонида Утесова и "Битлз" до современных рок-групп и ВИА. Главным действующим лицом на сцене был довольно неплохой анонимный музыкальный ансамбль, лидер которого Максим Леонидов по ходу спектакля играл Армстронга, Маккартни, Макаревича (!) и, что поразило больше всего, великолепно сымитировал короля рок-н-ролла Элвиса Пресли. Как метко и остроумно заметил один из питерских самиздатовских журналов, Леонидов был похож в спектакле на Пресли не только лицом, но и ж...й. Спектакль шел на сценах питерских театров почти два года и неизменно собирал полные залы.

      По окончании института авторы и идеологи спектакля - Леонидов, Фоменко и Рубин были распределены по театрам и довольно успешно начали свою театральную карьеру. Но успех "Этих звезд" был столь завораживающим, что троица решает продолжить музыкальные эксперименты и, собравшись в старом составе (плюс барабанщик Алексей Мурашов), начинает искать выход на музыкальную сцену Ленинграда. Выход нарисовался в лице Андрея Заблудовского, в прошлом гитариста знаменитой питерской группы "Выход". Заблудовский, сменивший ушедшего на вольные хлеба Рубина, знал в питерской музыкальной тусовке все ходы-выходы, и "Секрет", пройдя предварительное прослушивание, вступил в рок-клуб. Веселые и смешные тексты, беспроигрышная песенная и внешняя стилизация под "Битлз", свободное, уверенное и грамотное поведение на сцене, выгодно отличающееся от зажатых и неумеющих двигаться рокеров, - все это привело к вполне заслуженному лауреатству на II фестивалеЛенинградского рок-клуба. "Секрет" оказался чуть ли не единственной группой фестиваля, которая получила одновременно полное одобрение как жюри, так и весьма требовательной аудитории.

      Но сцена рок-клуба становится для "Секрета" слишком мала, и группа уходит в "профессионалы". Правда, родная питерская филармония и не менее родной Ленконцерт принять "советских "Битлз" в свои ряды отказались (о чем потом долго жалели и кусали локти), и музыканты начинают выступать под эгидой Ульяновской филармонии. Напарниками "Секрета" по сборному концерту на некоторое время становятся жонглеры,фокусники, народные хоры и детские ансамбли. Пока, наконец, директорат группы не находит себе концертную пару в лице джаз-ансамбля "Диапазон", с которым "Секрет" в течение почти двух лет объездил всю страну. Программа "Секрета" состояла из мягких и добрых собственных песенок плюс ряд рок-н-роллов знаменитых Чака Бэрри и Михаила "Майка" Науменко. Интересно, что самому Науменко, в отличие от "Секрета", многие из своих песен петь на концертах не разрешали.

      Трудно сказать, как бы далее сложилась дальнейшая судьба ансамбля, если бы на музыкантов не обратили внимание коллеги из великой "Машины времени" и редакторы самой либеральной и передовой в те годы в стране молодежной музыкальной редакции Ленинградского телевидения. Первые взяли питерцев в свою концертную обойму - теперь, занимая все первое отделение (во втором, естественно, солировала сама "Машина времени"), "Секрет" имел не пятнадцать минут на выступление и одну-две тысячи зрителей какого-нибудь сельского клуба, а восьми-десятитысячную просвещенную аудиторию, плюс мастер на все руки Александр Кутиков начал записывать питерцев у себя в студии. А телевидение предложило фронтмену группы Максиму Леонидову вести молодежную музыкальную программу "Кружатсядиски", которая молниеносно стала всесоюзно суперпопулярной и в которой, естественно, Леонидов не забывал прокручивать песенки своего ансамбля. Все это немедленно привело к взрыву "секретомании" в стране и появлению первых в СССР фан-клубов, которые из-за своей новизны еще больше усилили интерес к "Секрету". А песни "Привет", "Сара Барабу" и "Тысяча пластинок", как и многие другие песни группы, стали всесоюзными шлягерами.

      Уйдя из рок-клуба, музыканты связи с коллегами тем не менее не теряли - Заблудовский и Мурашов принимали участие в записи первого альбома Константина Кинчева, укрывшись за коллективным псевдонимом "Доктор Кинчев и группа Стиль", и поэтому, когда формировалась команда рок-клуба для поездки на фестиваль в Италию, дабы не дразнить гусей с Литейного и из Смольного, было принято решение включить в состав делегации и "Секрет". Выступление, к сожалению, оказалось неудачным. На фоне революционно-экспрессивного "Телевизора" и инструментальных "Джунглей" "Секрет", как писала одна из итальянских газет, "действительно напоминал "Битлз", но образца 1959-60 годов". Тогда еще никто не знал, что через несколько лет перед американской аудиторией, не владеющей свободно русским языком и сленгом и не знающей ничего об СССР, провалятся почти все советские гастролеры, включая великих Гребенщикова и Жванецкого.

      Став одним из наиболее успешных в коммерческом плане исполнителей, "Бит-квартет Секрет" на этом не остановился и опять, чуть ли не первым в стране, открывает собственный театр-студию, которая позволяет группе обрести определенную творческую и экономическую независимость и поддерживать начинания молодых коллег. Театральное образование требовало выхода, и "Секрет" все чаще начинает приниматьучастие в кино-музыкальных проектах. Один из них, фильм ленинградского режиссера "Какстать звездой", в котором музыканты группы играли главные роли, еще раз подтвердил их славу как актеров и шоуменов и определенный музыкальный застой. Все это привело к противоречиям внутри коллектива и склонности к сольным проектам.

      Так, Максим Леонидов, который для многочисленной аудитории являлся как бы лидером группы, ставит спектакль об Элвисе Пресли "Король рок-н-ролла", на который в полном составе приходит,а затем бешено аплодирует вся многочисленная американская диаспора Ленинграда. Затем Леонидов играет главную роль в художественном фильме "Биндюжник и Король", и смотрится весьма неплохо рядом с Гердтом, Джигарханяном и другими звездами советского кино. А затем, к ужасу поклонников, в ноябре 1989 года уходит из группы и через год уезжает в Израиль. Земля обетованная большого счастья ему не принесла. Вернувшись в Россию, Макс на студии все того же Саши Кутикова записывает новый альбом, включающий в себя шикарный хит "Девочка-видение", который тут же вернул его в обойму суперпопулярных исполнителей, снимает вместе с Макаревичем телевизионную программу "Эх,дороги!", а теперь ведет на ОРТ программу "Эти забавные животные".

      Оставшееся трио успокаивает своих фанов и продолжает записываться и гастролировать, несмотря на то, что еще на заре своего существования всеми громогласно было заявлено, что группа может работать только при наличии в ней всех четырех основателей коллектива. Трио плюс ряд музыкантов все из того же "Диапазона" записывает неплохой альбом, продолжает гастролировать по стране, участвует в фестивале памяти "Битлз" в Гамбурге, но поезд уже ушел. Первым это понял вспомнивший о своем театральном образовании Николай Фоменко, у которого вдруг косяком пошли удачные сольные проекты на радио и ТВ, о которых заговорила вся страна и которые сделали Фоменко суперпопулярным. Данная ситуация не устраивает отошедшую на второй план пару Заблудовский-Мурашов, и они выгоняют Фоменко из трио, которое теперь из бит-трио превращается в "Бит-группу Секрет".

      Но поезд действительно уже не остановить, и черту под историей группы подводит заявление Заблудовского: "Я готовлю сольный проект, который будет называться "Прощание с"Секретом". С Алексеем Мурашовым наши пути разошлись. Мы не общаемся уже длительное время, так как Алексей находится в постоянном творческом отпуске". Вот и все. Правда, вновь поклонники группы могли видеть четверку питерцев вместе весной и летом прошлого года в Питере и Москве, когда музыканты, собравшись, выдали несколько хороших концертов, посвященных 15-летию "Бит-квартета Секрет". Не исключено, что раз в несколько лет музыканты вновь будут собираться, чтобы напомнить своим повзрослевшим фанам о далеком прекрасном времени, но это уже совсем другая история.