"Сейчас все шутят, как мы" ("Смена", 2010)

Пресса - Пресса

Андрей Заблудовский: "Сейчас все шутят, как мы"
1 февраля 2010
"Смена"
Материал подготовил Сергей Подушкин

«Рок-н-ролл мертв, а я еще нет», - спел в свое время Борис Гребенщиков. По этому принципу живет и участник легендарной группы «Секрет» Андрей Заблудовский. О причинах неуклонной и неминуемой деградации современных попсы и рока, а также о том, как он со товарищи повлиял на нынешний российский телеюмор, Заблудовский рассказал «Смене».


Армия увела от театра

- Андрей, ваш отец - известный актер БДТ Изиль Заблудовский. Неужели никогда и мысли не возникало пойти по его стопам, продолжить династию?

- Почему же? Всегда интересовался театром и в Театральный институт не пошел по сугубо прагматическим соображениям. Там не было военной кафедры, а желания служить в армии как-то не возникало. Вот и отправился получать диплом в ЛИСИ.

- Постойте, но вы как-то сказали, что просто не могли заучивать тексты ролей!

- Это я позже для себя такое оправдание нашел. Стихи-то в школе учил без проблем, да и песни пою - не сбиваюсь, не спотыкаюсь...

- А могли ведь и вовсе на скрипке играть и горя не знать...

- На мое классическое образование намекаете? Да, я действительно закончил семилетку по классу скрипки. Но учился через пень-колоду, особых талантов и желания к этому виду музыкального искусства не проявлял. В школе, к примеру, играл на барабанах. Тем не менее ничуть не жалею о годах в музыкальной школе, поскольку в жизни мне это только помогло. Вообще, каждому ребенку крайне важно приобщаться к музыке. И такое образование дает любой развивающейся личности основы гармонии.

Компьютер - главный враг

- Мне кажется, нынче самоучек в музыкальной индустрии куда больше, чем раньше...

- Вы правы. Поэтому музыка и деградирует!

- С этого момента поподробнее. Не слишком ли вы категоричны?

- Объясню. Вообще-то классическое направление движется вперед, но мне ближе поп- и рок-направления. А там... Поп-музыка нынче строится… словно из конструктора «Лего». Все мелодии создаются из сэмплов, таких своеобразных «кубиков». Рок-музыка стала крайне примитивной, слишком много эпатажа. Люди хотят выпендриться любой ценой. Но просто показывают свой дурной вкус, а ничего по-настоящему нового не придумывают. В эпоху «Лед Зеппелин», «Блэк Саббат», «Дип Перпл» шло развитие, а теперь все убивают компьютерные технологии. А ведь музыка - удел живого человека, механики в ней быть не должно.

- Но в шахматах ведь появились компьютеры. И хорошо ведь играют, не последних мастеров обыгрывают. Может, и в музыке так же - эволюцию не остановить?

- Нет-нет, шахматы огра ничены клетками, все ходы можно просчитать, все варианты проанализировать, заложить в программу. А как просчитаешь музыку? Поверьте, никак. Некоторые ее направления, вроде индийского, в Европе вообще практически не изучены. Так что компьютеризация - однозначно путь в никуда.

- И какой выход из положения вы видите?

- К сожалению, никакого выхода нет. Хотя, возможно, он и появится - ведь все в нашем мире развивается по кругу.

Визжать не получается

- В юности вы немного поиграли в панк-группе «Автоматические удовлетворители» («АУ») - мягко говоря, отличающейся по стилю от бит-квартета «Секрет». У вас никогда не было желания тряхнуть стариной?

- Нет. Панк - это протест против привычного повседневного образа жизни, своеобразный нигилизм, отрицание всего и вся. Но такую музыку играют только в определенном возрасте. Посмотрите на известные панк-группы, с годами они развиваются, растут в творческом плане, сочиняют и исполняют все более сложные, многогранные композиции.

- «Секрет» в свое время прекратил свое существование, поскольку Максим Леонидов и Николай Фоменко решили двигаться дальше, заняться сольной карьерой. А вы остались верны группе, даже организовали «Секрет-99». Почему так?

- Я не очень понимаю смысл фразы «двигаться дальше». Мы все по-прежнему сочиняем примерно ту же музыку, что и раньше. Не подумайте, мои интересы как слушателя весьма разнообразны. Но мне нравится то, что я делаю. Зачем себя ломать? Да и не могу я исполнять хеви-метал, бегать по сцене и визжать. Просто не получается.

- Вы не исключаете, что «Секрет» в своем классическом составе когда-нибудь возродится? Не на один концерт, а, скажем так, надолго?

- Нет, такое крайне маловероятно. Хотя до сих пор уверен: мы вполне могли и не распадаться. Повторюсь, наши взгляды на творчество во многом совпадали и совпадают до сих пор. Практически все группы разваливаются из-за проблем в человеческих отношениях. Мы не исключение.

За мат могли посадить

- Что вам интересно помимо музыки?

- Много чего. У меня есть телевизионный и радиопроект. На ТВ снял пилотный выпуск программы «Ленинградская правда». Передача про Питер - музыку, архитектуру, про город. Искренне надеюсь, что она будет интересна и востребована нашим телевидением.

- Честно говоря, нынче куда большие рейтинги имеют всякие реалити-шоу и юмористические программы...

- Между прочим, сейчас все модные программы стараются шутить так, как мы это делали два десятка лет назад. Весь телевизионный юмор на федеральных каналах фактически породили мы. Начинал все Макс Леонидов в передаче «Кружатся диски», затем мы делали программы «Поп-антенна», «Топ-секрет», шуточный сериал «Сухие и мокрые»... И только впоследствии в эфире появились «Городок», «ОСП-студия» и другие, работающие в схожем жанре.

- Получается, «Секрет» - это своеобразный дедушка «Прожекторперисхилтон» и «Комеди Клаба»...

- Если «Комеди Клаб», конечно, отличается от нашего творчества, то нечто весьма похожее на «Прожекторперисхилтон» мы действительно делали еще в прошлом веке. Только в более интеллигентной манере. Нынче юмор более наглый. С матом даже в эфире, за который некогда могли и посадить.